Подбор по слуху в классе баяна и аккордеона

Ю.Я. Лихачев

Умение воспроизвести на инструменте музыку, звучащую в воображении или памяти, является ценным качеством музыканта-профессионала и музыканта-любителя любой специальности, в особенности это качество необходимо баянистам и аккордеонистам.

На важное значение этого умения обращали внимание многие выдающиеся музыканты – К. Черни, А. Рубинштейн, С. Савшинский и др.

В период становления баяна и аккордеона как концертных инструментов подбор по слуху был, в сущности, единственной формой обучения, чему во многом способствовала удобная для этой цели конструкция инструмента. С переходом обучения по нотам подбор по слуху был незаслуженно забыт, что негативно отразилось на музыкальном воспитании баянистов и аккордеонистов.

Задача современного музыкального образования – в полной мере использовать преимущества прогрессивного слухового метода обучения, основой которого является подбор по слуху.

Подбор по слуху развивает мелодический, гармонический и внутренний слух, дает возможность своевременно откликаться на музыкальные события, впечатления, переживания; пробуждает в ученике импровизационное начало и стремление к творчеству; способствует лучшей организации движений и уверенности в концертных выступлениях; ярче раскрывает музыкальные способности учащихся; активизирует их домашнюю работу; повышает интерес к музыкальным занятиям.

В музыкальной школе с учеником нужно заниматься музыкой, скучные и нудные упражнения, да еще со счетом вслух, отбивающие у детей охоту к учению, должны быть сведены к минимуму. Исходя из этого, подбиранием мелодий по слуху, как дающим быстрый музыкальный эффект, следует зани-маться с первых же уроков как в донотный период, так и параллельно с изучением музыкальной грамоты, на протяжении всех лет обучения и со всеми без исключения учащимися.


Основные моменты в работе над навыком:

1. Ученик должен хорошо представлять подбираемую мелодию, желательно ее спеть (но не обязательно). Как показывает практика, ученики чаще всего с радостью откликаются на задание по подбору. Нередко сам ученик просит помочь ему подобрать песню, мелодию которой он уже знает. Если такого желания нет, то преподаватель должен помочь ему в этом, заинтересовать какой-либо мелодией, песней, выучив ее с ним на инструменте, обойдясь без нот (c голоса или рук).

2. Первые мелодии для подбирания по слуху несложные, в пределах одной позиции правой руки. Необходим анализ мелодии – грустная – веселая, медленная – быстрая, тихая – громкая; ее развитие – движение поступенное или скачками; ритмическое строение и т. д. Мелодия должна быть подобрана по возможности точно, однако небольшие несущественные отклонения допустимы, как иногда одну и ту же песню, особенно народную, разные певцы исполняют, несколько изменяя ее на свой манер.

3. Как только ученик научится уверенно подбирать мелодию правой рукой, так нужно переходить к гармонизации. В начале гармонизация может быть простейшей функционально – T–D–T, или T–S–D–T, и ритмически. Постепенно усложняясь, к концу обучения она должна представлять собой более сложную формулу, включающую обращения различных аккордов и сложные ритмические басо-аккордовые фигурации. Готовые басы и аккорды инструментов, расположенные по квинтовому кругу тональностей, неоценимое подспорье для гармонизации мелодии.

4. Записывать мелодию и гармонизацию желательно, но не обязательно. Принцип записи – мелодия пишется на одной строке, а сверху цифровка как в песенниках, выпускаемых издательствами.

5. На протяжении всех лет обучения преподаватель оказывает учащемуся систематическую помощь: в уточнении мелодии, в правильной гармонизации и записи цифровки, в организации движений и подборе рациональной аппликатуры, в оттенках исполнения и, наконец, в подборе репертуара и воспитании вкуса. Оказание такой помощи учащемуся будет в свою очередь стимулировать рост мастерства преподавателя, побуждать его к самосовершенствованию, к расширению своего песенного кругозора, пополнению своей библиотеки и фонотеки.

Количество времени, затрачиваемое на подбор по слуху, зависит от опыта преподавателя, от его умения планировать свои занятия, а также от стадии обучения. И, конечно, от развивающихся способностей учащегося.

Предполагаемый обязательный минимум для всех учащихся – 2–4 песни (мелодии) в год. Чем больше, тем лучше. Объем требований сам говорит о методике ведения этого раздела обучения. Заниматься с учеником надо систематически, периодически проверяя задания.

Репертуар: в основном это песни и танцы детского сада, детские, народные песни, мелодии из мультфильмов, радио и телепередач, кино, эстрады, популярная песенная и танцевальная классика.

На зачете показывается одна мелодия, отметка за подбор по слуху учитывается наряду с другими разделами «Программы творческого музицирования».

Подбор по слуху – центральный раздел «Программы творческого музицирования», практикуемой много лет в нашей школе. Овладение этим навыком каждым учеником облегчит ему – профессионалу или любителю – освоение навыка импровизации, а по окончании школы позволит продолжить музицирование, подготовленное в школе на профессиональной основе.


Преподаватель Сергей Лихачев проводит уроки и мастер-классы по подбору по слуху для учащихся и преподавателей музыкальных школ, международной школы «Теремок» и Академии талантов.

Пример. Один любитель самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах: синтезаторе, гитаре, блокфлейте. По нотам играет свою любимую песню «Осень» Ю. Шевчука неплохо, а вот соло флейты не играет, потому что нет нот. А по слуху не может снять. После урока с С. Лихачевым соло было записано на ноты:

Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика