Юрий Лихачёв. Современная музыка в классе баяна и аккордеона. Вып. 3

Учебное пособие для детской музыкальной школы.
Переложение, редакция и составление Юрия Лихачёва
В. Шаинский. Крейсер «Аврора» из мультфильма «Аврора».
Б. Мокроусов. Заветный камень.
А. Петров. Я шагаю по Москве. Из одноимённого кинофильма.
М. Блантер. Футбольный марш.
Я. Френкель. Жонглёр.
О. Хромушин. Играем регтайм. Обработка В. Дулёва.
В. Дмитриев. Русское интермеццо.
С. Прокофьев. Гавот. Из классической симфонии.
А. Хачатурян. Андантино.
Н. Чайкин. Маленькое рондо.
Ю. Лихачёв. Токката в стиле румбы.
От составителя

При обучении учащихся детской музыкальной школы игре на баяне и аккордеоне по единым предпрофессиональным требованиям мотивация будущих абитуриентов для поступления в музыкальную техникумы и ВУЗы ясна, а какова же она для остальных учащихся? Как им применить на практике полученные знания, умения, навыки игры на своём любимом инструменте?

Ответ: активное послешкольное музицирование в различных видах – в домашней обстановке, в музыкальной самодеятельности; передача своего музыкального опыта друзьям, коллегам по работе, а в будущей взрослой жизни – своим детям. Для этой цели в процессе обучения должен быть накоплен соответствующий репертуар, основу которого могут составить хорошо знакомые пьесы современных отечественных композиторов: лирические, патриотические, спортивные песни, пьесы лёгкого жанра, танцевальная музыка, произведение классического направления.

В качестве примера уместно привести пьесы, вошедшие в данный сборник, из которого каждый ученик может выбрать себе мелодию по душе: о крейсере «Аврора» – легендарным символе Северной столицы; о том, как черноморский матрос взошёл на знакомый утёс, освободив Севастополь от захватчиков; о юноше, уверенно шагающем по Москве в своё светлое завтра; популярный футбольный марш; танец «Регтайм»; Токкату в стиле румбы; Гавот из Классической симфонии С. С. Прокофьева и другие. Это уже третий сборник пьес современных композиторов, адресованный юным исполнителем на баяне и аккордеоне.

Залогом содержательного и эффектного музицирования станет для баянистов и аккордеонистов овладение творческими навыками, такими как подбор по слуху и транспонирование, сочинение импровизация в простых формах, – эти навыки указаны в Федеральных государственных требованиях 2012 года Министерство культуры РФ. Издательством «Композитор ? Санкт-Петербург» выпущено соответствующее методическое пособие.

Музыкальные занятия развивают математические способности, речь, память, да и многое другое. Как показывает опыт, выпускники музыкальных школ успешнее сдают вступительные экзамены в учебные заведения любого профиля. К слову сказать, во многих современных профессиях, на разных должностях требуется наличие у работников как минимум того начальник начального образования, которое в настоящее время способны обеспечить детские музыкальные школы.

Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют. Они не представляют свою жизнь без музыки, о чём так замечательно написал Онегин Гаджикасимов в своём стихотворении:

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня,

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей всё подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить,

Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час?

Без наших дум и радостей земных,

Без мелочей смешных и несмешных?..

Мы ей за всё спасибо говорим

И, веря в торжество её, – творим!


Ю. Лихачёв, Заслуженный работник культуры Российской Федерации


Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика