От составителя
Пьесы и песни, включённые в настоящий сборник, – очередное пополнение педагогического репертуара для обучения игре на баяне и аккордеоне в системе начального музыкального образования. Здесь представлены произведения известных отечественных композиторов, внёсших значительный вклад в музыку России, – и конечно же, ученики должны знать имена своих, родных творцов музыки, изучать их творчество и получать удовлетворение от исполнения. Также в сборнике есть сочинение известных исполнителей – баянистов и аккордеонистов.
Разножанровые, мелодичные пьесы – от самых простых до виртуозных – очень хорошо соответствуют техническим возможностям инструментов. Каждый ученик сможет выбрать себе ту пьесу или песню, которая ему понравится, пробудит желание выучить её и сыграть.
За время обучения в школе ученику необходимо накопить определённое количество пьес в своём репертуаре – для того чтобы после окончания обучения не расстаться со своим инструментом, продолжить музицирование. Баян и аккордеон – это инструменты с привлекательными тембрами, они всегда находят отклик у слушателей. Кроме того, в будущей жизни прикоснуться к ним в любую минуту – значит получить хорошую порцию душевного наслаждения.
В дополнение к накопленному репертуару для будущего музицирования очень важно приобрести творческие навыки: «Для человека, умеющего играть по слуху, инструмент – друг, друг на всю жизнь» – С. М. Мальцев. Подбор по слуху, опыты и сочинительства и импровизации (в простом виде) необычайно развивают способности учащихся, и они даже обнаруживают в себе склонность к литературному творчеству. В качестве примера приведу такое сочетание удар Дарьи Ростовской – выпускницы петербургской ДМШ имени В. В. Андреева по классу гуслей. Даша не только научилась сочинять пьесы для своего инструмента, но и написала стихи, среди которых приведённая ниже стихотворение.
Ю. Лихачёв, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
|