От составителя
При обучении учащихся детской музыкальной школы игре на баяне и аккордеоне по единым предпрофессиональным требованиям мотивация будущих абитуриентов для поступления в музыкальную техникумы и ВУЗы ясна, а какова же она для остальных учащихся? Как им применить на практике полученные знания, умения, навыки игры на своём любимом инструменте?
Ответ: активное послешкольное музицирование в различных видах – в домашней обстановке, в музыкальной самодеятельности; передача своего музыкального опыта друзьям, коллегам по работе, а в будущей взрослой жизни – своим детям. Для этой цели в процессе обучения должен быть накоплен соответствующий репертуар, основу которого могут составить хорошо знакомые пьесы современных отечественных композиторов: лирические, патриотические, спортивные песни, пьесы лёгкого жанра, танцевальная музыка, произведение классического направления.
В качестве примера уместно привести пьесы, вошедшие в данный сборник, из которого каждый ученик может выбрать себе мелодию по душе: о крейсере «Аврора» – легендарным символе Северной столицы; о том, как черноморский матрос взошёл на знакомый утёс, освободив Севастополь от захватчиков; о юноше, уверенно шагающем по Москве в своё светлое завтра; популярный футбольный марш; танец «Регтайм»; Токкату в стиле румбы; Гавот из Классической симфонии С. С. Прокофьева и другие. Это уже третий сборник пьес современных композиторов, адресованный юным исполнителем на баяне и аккордеоне.
Залогом содержательного и эффектного музицирования станет для баянистов и аккордеонистов овладение творческими навыками, такими как подбор по слуху и транспонирование, сочинение импровизация в простых формах, – эти навыки указаны в Федеральных государственных требованиях 2012 года Министерство культуры РФ. Издательством «Композитор ? Санкт-Петербург» выпущено соответствующее методическое пособие.
Музыкальные занятия развивают математические способности, речь, память, да и многое другое. Как показывает опыт, выпускники музыкальных школ успешнее сдают вступительные экзамены в учебные заведения любого профиля. К слову сказать, во многих современных профессиях, на разных должностях требуется наличие у работников как минимум того начальник начального образования, которое в настоящее время способны обеспечить детские музыкальные школы.
Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют. Они не представляют свою жизнь без музыки, о чём так замечательно написал Онегин Гаджикасимов в своём стихотворении:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час?
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?..
Мы ей за всё спасибо говорим
И, веря в торжество её, – творим!
Ю. Лихачёв, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
|