Уроки по баяну
Ниже публикуются
ноты пьес и упражнений,
подготовленные Сергеем Лихачевым персонально для каждого ученика.
Ноты представлены для свободного скачивания в невысоком разрешении для интернета,
а для получения нот хорошего качества, занятиями онлайн и по любым вопросам обращайтесь:
+7-921-935-63-25
ettesum (at) yandex.ru
|
|
Нотная страница
Ключи, ноты, размер такта
Левая клавиатура баяна
Баян. Мажорные гаммы
Баян. Минорные гаммы
Баян. Меховые приемы
|
Нотная страница
|
Ключи, ноты, размер такта
|
Левая клавиатура баяна
Схема левой клавиатуры баяна и аккордеона. Надо знать, что у каждой ноты существует
энгармоническая замена! То есть в зависимости от тональности любая нота может быть записана по-разному:
Ля диез или Си бемоль, Ми диез или Фа и т. д. На данной схеме дается базовое обозначение
кнопок.
Ноты для левой руки баяна пишутся на нижней строке нотного стана в басовом ключе.
Бас пишется ниже, аккорд выше.
Бас и аккорд могут звучать поочередно или одновременно, а также отдельно друг от друга.
Вариант исполнения: аккорд присоединяется к нажатому басу.
В нотации пьес применена система
написания партии левой руки, получившая широкое распространение во всем мире: она легко читаема, позволяет избежать
путаницы из-за различия систем набора готовых аккордов в инструментах разных конструкций, а также развивает
у учащихся навыки беглого чтения гармонического ряда в эстрадно-джазовой литературе.
Аккорды для левой руки записываются одной нотой с указанием гармонии над аккордом латинскими буквами:
A – ля, B – си, C – до, D – ре, E – ми,
F – фа, G – соль.
Мажорные аккорды обозначаются одной буквой, например: A – ля мажор,
Минорные аккорды – с буквой m: Cm – до минор,
Септаккорды – цифрой 7: F7 – фа септаккорд,
Уменьшённые – dim: Gdim – соль.
Зная левую клавиатуру баяна, легко ориентироваться в тональностях
и в кварто-квинтовом круге:
от До мажора вверх каждый ряд – тональность
на один диез больше при ключе, вниз – на один бемоль.
И еще подсказка: в любой тональности кнопка ниже
Тоники это Субдоминанта, а кнопка выше – Доминанта.
|
Баян. Мажорные гаммы
Аппликатура гамм Фа мажор, До мажор, Соль мажор.
|
Баян. Минорные гаммы
Аппликатура минорных гамм базируется на аппликатуре параллельных мажорных гамм:
Ре минор – Фа мажор, Ля минор – До мажор.
|
Баян. Меховые приемы
Мех баяна это его преимущество и одновременно проблема.
Ведение меха я сравниваю с пением и игрой на духовых инструментах,
когда каждый звук, каждая нота берутся конкретным движением голосовых связок
или с помощью исполнительского аппарата духовика.
С помощью меха баян дышит, баянист может делать артикуляцию в начале и завершении звука,
крещендо и диминуэндо, вибрато, тремоло, рикошет.
Разные меховые штрихи требуются в разных стилях музыки:
страстную музыку Пьяццоллы неразумно играть штрихами музыки Старлатти.
Невозможно просчитать смену меха на все пьесы заранее, поэтому требуется мастерство
баяниста уметь менять мех в любом месте произведения
без потери качества звука и ломки мелодии.
Самая распространенная проблема: при ведении мелодии исполнитель
меняет мех на ноте. Особенно это заметно во время разбора нотного текста,
когда баянист часто останавливается и непроизвольно перетягивает длительности, и уже
когда не хватает меха, меняет его где попало. И даже не обращает на это внимание. А потом
автоматически переносит это в исполнение произведения.
Так как же грамотно менять мех на баяне?
При обучении в музыкальной школе детей учат менять мех в пьесах каждые 2 или 4 такта.
Но как технически правильно владеть левой рукой для смены и остановки меха,
редко найдете даже в самоучителях и школах игры на баяне.
Подробно о смене меха можно познакомиться в работе
В. Л. Пухновского «Способы формирования звука на аккордеоне».
Ниже показаны некоторые приемы работы мехом на баяне:
Играем мажорные гаммы правой и левой рукой четырьмя способами смены меха,
заодно учим апликатуру в гаммах.
Первый способ: на каждой ноте делаем разжим-сжим и т.д.
Второй способ: первую ноту играем на разжим, вторую на сжим и т.д.
Третий способ: четыре ноты играем на разжим, четыре на сжим
с обязательной остановкой меха после каждой ноты.
Четвертый способ: две ноты на разжим, две ноты на сжим.
Во всех вариантах контролируем, чтобы соседние ноты не слипались,
чтобы между ними была остановка меха,
для чего надо очень быстро делать возвратное движение мехом.
Самостоятельно можно изобретать и другие способы ведения меха, развивая также
навыки исполнения крещендо и диминуэндо. Обычно при движении мелодии вверх
сила движения меха постепенно усиливается. Но рекомендую также пробовать играть и диминуэндо.
|
|
Ноты для баяна для начинающих
|
Как под горкой, под горой
Адажио. Д. Штейбельт
Ария. И. С. Бах
Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз!
Белые снежинки
Березовые сны
Бомбардировщики
В лесу родилась елочка
В низенькой светелке
Во саду ли, в огороде
Дороженька
Едут новоселы
Ехал я из Берлина
И вновь продолжается бой
Как, скажи, тебя зовут?
Калинка
Канцона
Карелия
Катюша
Комсомольская походная
Лизавета
Марш артиллеристов
Махнем не глядя
Моя морячка
На лодке
На всю оставшуюся жизнь
Небо славян
Осенние листья
Песня о Щорсе
Песня пограничников
Под звездами Балканскими
Подмосковные вечера
Полюшко-поле
Прощайте, красотки!
Рулатэ
Снежинка
Солдатская шинель
Сурок
Тамо далеко
Ты слышишь, море
Уральская рябинушка
Частушка мажор
Частушка минор и мажор
Челита
Черное и белое
Черное море мое
Шахтерская
Эй, ухнем!
Я встретил Вас
|
Как под горкой, под горой
1 страница – стандартный вариант. Басы и аккорды играются четвертями.
2 страница – творческий вариант. Басы и аккорды играются половинками, это проще для соединения двумя руками.
А чтобы не надоело многократное повторение в Фа мажоре,
разучиваем пьесу от нот того же ряда, где находится нота Фа на клавиатуре баяна:
Ре, Си, Ля-бемоль. Левая рука играет два варианта аккомпанемента – половинками и четвертями,
аппликатура та же самая.
Благодаря творческому варианту мы изучаем разнообразие аккомпанемента и развиваем гармонический слух, играю в разных тональностях.
Как под горкой, под горой. Баян.mp3
|
Адажио. Д. Штейбельт
|
И. С. Бах. Ария
И. С. Бах. Ария. 4 голоса.mp3
|
Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз!
Текст песни
|
Белые снежинки.
Текст песни
|
Березовые сны.
Текст песни
|
Бомбардировщики. (Мы летим, ковыляя во мгле).
Текст песни
|
В лесу родилась елочка
|
В низенькой светелке.
Текст песни
|
Во саду ли, в огороде
1. Разбираем левую руку: сколько разных басов и аккордов, в каком порядке.
2. Разбираем правую руку: размер, ключевые знаки, какой диапазон (крайние ноты по высоте),
аппликатура.
3. После разбора руками по отдельности играем двумя руками.
4. Для закрепления материала и развития гармонического и мелодического слуха самостоятельно
транспонируем в две другие тональности Ре минор и Ля минор письменно и устно.
|
Дороженька
|
Едут новоселы.
Текст песни
|
Ехал я из Берлина.
Текст песни
|
И вновь продолжается бой.
Текст песни
|
Как, скажи, тебя зовут?
Текст песни
|
Калинка.
Текст песни
|
Канцона
|
Карелия
|
Катюша.
Текст песни
|
Комсомольская походная.
Текст песни
|
Лизавета.
Текст песни
|
Марш артиллеристов.
Текст песни
|
Махнем не глядя.
Текст песни
|
Моя морячка.
Текст песни
|
На лодке.
Текст песни
|
На всю оставшуюся жизнь.
Текст песни
|
Небо славян.
Текст песни
|
Осенние листья.
Текст песни
|
Песня о Щорсе.
Текст песни
|
Песня пограничников.
Текст песни
|
Под звездами Балканскими.
Текст песни
|
Подмосковные вечера.
Текст песни
|
Полюшко-поле.
Текст песни
Вторая страница «Полюшко-поле» – упражнение для более удобного запоминания нотного текста
и изучения музыкальной грамоты. Три трезвучия: Ми минор, Ре минор, Ми мажор,
и одно из обращений трезвучия Ля минора: квартсекстаккорд.
|
Прощайте, красотки!
Текст песни
|
Рулатэ
|
Снежинка
Текст песни
|
Солдатская шинель.
Текст песни
|
Сурок
|
Тамо далеко
|
Ты слышишь, море.
Текст песни
|
Уральская рябинушка.
Текст песни
|
Частушка мажор
Аппликатура в правой руке одинаковая с подменой пальца на одной (первой) ноте.
В левой руке играем разными вариантами и придумываем свои.
|
Частушка минор и мажор
|
Челита.
Текст песни
|
Черное и белое.
Текст песни
|
Черное море мое.
Текст песни
|
Шахтерская.
Текст песни
|
Эй, ухнем!
|
Я встретил Вас.
Текст песни
|
|
|