Уроки по баяну

Ниже публикуются ноты пьес и упражнений для учеников Сергея Лихачева. Аранжировки подготовлены персонально для каждого ученика.

Нотная грамота
Нотная страница
Ключи, ноты, размер такта
Левая клавиатура баяна
Баян. Мажорные гаммы
Баян. Меховые приемы
Нотная страница
Нотная страница. Авторская школа Юрия Лихачева
Ключи, ноты, размер такта
Ключи, ноты, размер такта. Авторская школа Юрия Лихачева
Левая клавиатура баяна
Левая клавиатура аккордеона и баяна. Сергей Лихачев Левая клавиатура аккордеона и баяна. Сергей Лихачев

Схема левой клавиатуры баяна и аккордеона. Надо знать, что у каждой ноты существует энгармоническая замена! То есть в зависимости от тональности любая нота может быть записана по-разному: Ля диез или Си бемоль, Ми диез или Фа и т. д. На данной схеме дается базовое обозначение кнопок.

Зная левую клавиатуру баяна, легко ориентироваться в тональностях: от До мажора вверх каждый ряд – тональность на один диез больше при ключе, вниз – на один бемоль.

Ноты для левой руки баяна пишутся на нижней строке нотного стана в басовом ключе.

Бас пишется ниже, аккорд выше и обозначается латинскими буквами от A до G: Am – ля минор, B7 – си септаккорд, C – до мажор, Dm – ре минор, D7 – ре септаккорд, E7 – ми септаккорд, F – фа мажор, G7 – соль септаккорд.

Бас и аккорд могут звучать поочередно или одновременно, а также отдельно друг от друга. Вариант исполнения: аккорд присоединяется к нажатому басу.

В нотации пьес применена система написания партии левой руки, получившая широкое распространение во всем мире: она легко читаема, позволяет избежать путаницы из-за различия систем набора готовых аккордов в инструментах разных конструкций, а также развивает у учащихся навыки беглого чтения гармонического ряда в эстрадно-джазовой литературе.

Аккорды для левой руки записываются одной нотой с указанием гармонии над аккордом латинскими буквами: A – ля, B – си, C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль.

Мажорные аккорды обозначаются одной буквой, например: A – ля мажор,

Минорные аккорды – с буквой m: Cm – до минор,

Септаккорды – цифрой 7: F7 – фа септаккорд,

Уменьшённые – dim: Gdim – соль.

Баян. Мажорные гаммы
Баян. Мажорные гаммы и упражнения. Сергей Лихачев
Баян. Меховые приемы

Мех баяна это его преимущество и одновременно проблема. Ведение меха я сравниваю с пением и игрой на духовых инструментах, когда каждый звук, каждая нота берутся конкретным движением голосовых связок или с помощью исполнительского аппарата духовика.

С помощью меха баян дышит, баянист может делать артикуляцию в начале и завершении звука, крещендо и диминуэндо, вибрато, тремоло, рикошет. Разные меховые штрихи требуются в разных стилях музыки: страстную музыку Пьяццоллы неразумно играть штрихами музыки Старлатти.

Невозможно просчитать смену меха на все пьесы заранее, поэтому требуется мастерство баяниста уметь менять мех в любом месте произведения без потери качества звука и ломки мелодии.

Самая распространенная проблема: при ведении мелодии исполнитель меняет мех на ноте. Особенно это заметно во время разбора нотного текста, когда баянист часто останавливается и непроизвольно перетягивает длительности, и уже когда не хватает меха, меняет его где попало. И даже не обращает на это внимание. А потом автоматически переносит это в исполнение произведения.

Так как же грамотно менять мех на баяне?

При обучении в музыкальной школе детей учат менять мех в пьесах каждые 2 или 4 такта. Но как технически правильно владеть левой рукой для смены и остановки меха, редко найдете даже в самоучителях и школах игры на баяне.

Подробно о смене меха можно познакомиться в работе В. Л. Пухновского «Способы формирования звука на аккордеоне».

Ниже показаны некоторые приемы работы мехом на баяне:

Играем мажорные гаммы правой и левой рукой четырьмя способами смены меха, заодно учим апликатуру в гаммах.

Первый способ: на каждой ноте делаем разжим-сжим и т.д.

Второй способ: первую ноту играем на разжим, вторую на сжим и т.д.

Третий способ: четыре ноты играем на разжим, четыре на сжим с обязательной остановкой меха после каждой ноты.

Четвертый способ: две ноты на разжим, две ноты на сжим.

Во всех вариантах контролируем, чтобы соседние ноты не слипались, чтобы между ними была остановка меха, для чего надо очень быстро делать возвратное движение мехом.

Самостоятельно можно изобретать и другие способы ведения меха, развивая также навыки исполнения крещендо и диминуэндо. Обычно при движении мелодии вверх сила движения меха постепенно усиливается. Но рекомендую также пробовать играть и диминуэндо.

Ноты для баяна для начинающих
Как под горкой, под горой
И. С. Бах. Ария
В лесу родилась елочка
В низенькой светелке
Во саду ли, в огороде
Дороженька
Калинка
Канцона
Катюша
Комсомольская походная
Лизавета
Песня о Щорсе
Подмосковные вечера
Полюшко-поле
Прощайте, красотки!
Сурок
Уральская рябинушка
Частушка минор и мажор
Эй, ухнем!
Как под горкой, под горой

1 страница – стандартный вариант. Басы и аккорды играются четвертями.

2 страница – творческий вариант. Басы и аккорды играются половинками, это проще для соединения двумя руками. А чтобы не надоело многократное повторение в Фа мажоре, разучиваем пьесу от нот того же ряда, где находится нота Фа на клавиатуре баяна: Ре, Си, Ля-бемоль. Левая рука играет два варианта аккомпанемента – половинками и четвертями, аппликатура та же самая.

Благодаря творческому варианту мы изучаем разнообразие аккомпанемента и развиваем гармонический слух, играю в разных тональностях.

Как под горкой, под горой. Ноты для баяна. Сергей Лихачев Как под горкой, под горой2. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Как под горкой, под горой. Баян.mp3

И. С. Бах. Ария
И. С. Бах. Ария. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
И. С. Бах. Ария. 4 голоса.mp3

В лесу родилась елочка
В лесу родилась елочка. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
В низенькой светелке. Текст песни
В низенькой светелке. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Во саду ли, в огороде

1. Разбираем левую руку: сколько разных басов и аккордов, в каком порядке.

2. Разбираем правую руку: размер, ключевые знаки, какой диапазон (крайние ноты по высоте), аппликатура.

3. После разбора руками по отдельности играем двумя руками.

4. Для закрепления материала и развития гармонического и мелодического слуха самостоятельно транспонируем в две другие тональности Ре минор и Ля минор письменно и устно.

Во саду ли, в огороде. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Дороженька
Дороженька. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Калинка. Текст песни

Калинка. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Канцона
Канцона. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Катюша. Текст песни
Катюша. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Комсомольская походная. Текст песни
Катюша. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Лизавета. Текст песни
Лизавета. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Песня о Щорсе. Текст песни
Песня о Щорсе. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Подмосковные вечера. Текст песни
Подмосковные вечера. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Полюшко-поле. Текст песни
Полюшко-поле. Ноты для баяна. Сергей Лихачев Полюшко-поле. Ноты для баяна. Сергей Лихачев

Вторая страница «Полюшко-поле» – упражнение для более удобного запоминания нотного текста и изучения музыкальной грамоты. Три трезвучия: Ми минор, Ре минор, Ми мажор, и одно из обращений трезвучия Ля минора: квартсекстаккорд.

Прощайте, красотки! Текст песни
Прощайте, красотки! Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Сурок
Сурок. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Уральская рябинушка. Текст песни
Уральская рябинушка. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Частушка минор и мажор
Частушка минор и мажор. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Эй, ухнем!
Эй, ухнем!. Ноты для баяна. Сергей Лихачев
Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика