Транспонирование


Обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и идет параллельно с ним.

Развитие музыкального слуха, свободное владение клавиатурой, отсутствие боязни тональностей с большим количеством знаков – вот результат овладения навыком транспонирования в музыкальной школе.

Перед тем, как приступить к транспонированию, ученик должен достаточно уверенно ощущать клавиатуру, знать ее строение, иметь некоторые аппликатурные навыки, запас слуховых представлений.

Начинать развитие ребенка в этом плане надо с первых уроков. На первом этапе, когда ученик подбирает по слуху простые песенки-попевки и мелодии, следует попросить его играть их от разных нот, в разных октавах для свободной ориентации на клавиатуре одной рукой.

Очень важно в этот момент проводить с учеником элементарный музыкально-слуховой анализ мелодии, которую он подбирает. Внимание ребенка необходимо обратить на то, в каком ладу написана мелодия, с какого звука начинается, направление движения мелодии, какие интервалы характерны для нее. Все, что делает ребенок, он должен хорошо осознавать. После этого можно попросить его сыграть эту мелодию от других нот одинаковой аппликатурой.

Закрепив навык транспонирования одной рукой, следует переходить к транспонированию двумя руками.

На следующих этапах развития ученика, когда включается гармоническое сопровождение, усложняется и процесс обучения транспонированию. Важную роль начинает играть аккомпанемент, основанный на освоении гармонических функций. Любая гармоническая формула, последовательность аккордов должны усваиваться практически в игре на инструменте. Необходимо сразу же давать грамотное название аккордов, помочь ребенку услышать их функциональную взаимосвязь.

В средних и старших классах транспонирование играет очень важную роль как в осознанном процессе освоения творческой программы с более сложной гармонизацией, так и в практическом применении, например, в классе аккомпанемента.

По мере усложнения материала возрастает роль анализа, который должен быть понятен ученику.

Наряду с подобранными по слуху мелодиями, можно транспонировать отдельные части, отрывки из наиболее ярких, образных произведений классиков, народной и эстрадной музыки.

Для развития и закрепления навыка транспонирования, в каждом классе следует транспонировать несколько произведений (или отрывков) в две-три тональности.

В старших классах учащийся должен получить навыки транспонирования по нотам с записью мелодии и аккомпанемента в другой тональности в нотной тетради.

Транспонированием необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения в музыкальной школе со всеми без исключения учащимися, так как оно не только всесторонне развивает сильных, не только заметно развивает способности слабых, но и является хорошим подспорьем таким навыкам, как подбор по слуху (а в дальнейшем – импровизации), аккомпанементу, сочинению.

Транспонирование является одним из важных элементов в комплексном воспитании музыканта, оно активнейшим образом развивает слух, музыкальное мышление, способствует осознанному освоению изучаемого материала, позволяет свободно ориентироваться в тональностях и клавиатуре инструмента.

Отличным материалом для формирования технической оснащенности пианиста являются этюды, начиная с самых легких – Гнесина, Лемуан, Черни. Игра этюдов в различных тональностях исключает возможность механического исполнения, ведет к осмыслению музыкального материала, вырабатывает гибкость и ловкость движения рук.

Транспонирование является одним из разделов Программы творческого музицирования наряду с подбором по слуху, чтением с листа, заданием по самостоятельному разбору пьес и цифрованных мелодий, игрой кадансов, импровизацией, сочинением и знанием исполнительской терминологии и основ ЭТМ.

О транспонировании с первого по седьмой класс подробно говорится в Годовых и зачетно-экзаменационных требованиях по всем инструментам. Проверка навыков транспонирования у учащихся проводится ежегодно на зачете в декабре (I класс – в марте) с обязательной оценкой за самостоятельный раздел. При выведении общей отметки за всю Программу творческого музицирования учитывается и качественное исполнение транспонирования.

Умение транспонировать – это бесценное качество, необходимое как музыканту профессионалу, так и любителю в практической жизни.

Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика