Для человека, умеющего играть по слуху, инструмент — друг, друг на всю жизнь.
Любитель, имеющий достаточно развитый гармонический слух, — лучший тип слушателя наших концертных залов.
* * * * *
Подбор по слуху в классе баяна и аккордеона
Ю.Я. Лихачев
Умение воспроизвести на инструменте музыку, звучащую в воображении или памяти,
является ценным качеством музыканта-профессионала и музыканта-любителя любой специальности,
в особенности это качество необходимо баянистам и аккордеонистам.
На важное значение этого умения обращали внимание многие выдающиеся музыканты – К. Черни,
А. Рубинштейн, С. Савшинский и др.
В период становления баяна и аккордеона как концертных инструментов подбор по слуху был,
в сущности, единственной формой обучения, чему во многом способствовала удобная для этой цели
конструкция инструмента. С переходом обучения по нотам подбор по слуху был незаслуженно забыт,
что негативно отразилось на музыкальном воспитании баянистов и аккордеонистов.
Многие известные баянисты и аккордеонисты СССР: Владимир Иванович Кузнецов, Иван Сергеевич Тихонов,
Юрий Алексеевич Пешков, Виктор Петрович Власов, Юрий Яковлевич Лихачев и другие
начинали знакомство с музыкой именно по слуху.
И пусть в довоенные и послевоенные годы это объясняется отсутствием поблизости музыкальных школ,
зато это была сильная мотивация для получения профессионального образования.
Задача современного музыкального образования – в полной мере использовать преимущества
прогрессивного слухового метода обучения, основой которого является подбор по слуху.
Подбор по слуху развивает мелодический, гармонический и внутренний слух, дает возможность своевременно откликаться на музыкальные события, впечатления, переживания; пробуждает в ученике импровизационное начало и стремление к творчеству; способствует лучшей организации движений и уверенности в концертных выступлениях; ярче раскрывает музыкальные способности учащихся; активизирует их домашнюю работу; повышает интерес к музыкальным занятиям.
В музыкальной школе с учеником нужно заниматься музыкой, скучные и нудные упражнения, да еще со счетом вслух, отбивающие у детей охоту к учению, должны быть сведены к минимуму. Исходя из этого, подбиранием мелодий по слуху, как дающим быстрый музыкальный эффект, следует заниматься с первых же уроков как в донотный период, так и параллельно с изучением музыкальной грамоты, на протяжении всех лет обучения и со всеми без исключения учащимися.
Основные моменты в работе над навыком:
1. Ученик должен хорошо представлять подбираемую мелодию, желательно ее спеть (но не обязательно).
Как показывает практика, ученики чаще всего с радостью откликаются на задание по подбору.
Нередко сам ученик просит помочь ему подобрать песню, мелодию которой он уже знает.
Если такого желания нет, то преподаватель должен помочь ему в этом, заинтересовать какой-либо мелодией,
песней, выучив ее с ним на инструменте, обойдясь без нот (c голоса или рук).
2. Первые мелодии для подбирания по слуху несложные, в пределах одной позиции правой руки.
Необходим анализ мелодии – грустная – веселая, медленная – быстрая, тихая – громкая;
ее развитие – движение поступенное или скачками; ритмическое строение и т. д.
Мелодия должна быть подобрана по возможности точно, однако небольшие несущественные отклонения
допустимы, как иногда одну и ту же песню, особенно народную, разные певцы исполняют,
несколько изменяя ее на свой манер.
3. Как только ученик научится уверенно подбирать мелодию правой рукой, так нужно переходить к
гармонизации. В начале гармонизация может быть простейшей функционально – T–D–T, или T–S–D–T, и ритмически. Постепенно усложняясь, к концу обучения она должна представлять собой более сложную формулу, включающую обращения различных аккордов и сложные ритмические басо-аккордовые фигурации. Готовые басы и аккорды инструментов, расположенные по квинтовому кругу тональностей, неоценимое подспорье для гармонизации мелодии.
4. Записывать мелодию и гармонизацию желательно, но не обязательно. Принцип записи – мелодия
пишется на одной строке, а сверху цифровка как в песенниках, выпускаемых издательствами.
5. На протяжении всех лет обучения преподаватель оказывает учащемуся систематическую помощь:
в уточнении мелодии, в правильной гармонизации и записи цифровки, в организации движений и
подборе рациональной аппликатуры, в оттенках исполнения и, наконец,
в подборе репертуара и воспитании вкуса.
Оказание такой помощи учащемуся будет в свою очередь стимулировать рост мастерства преподавателя,
побуждать его к самосовершенствованию, к расширению своего песенного кругозора,
пополнению своей библиотеки и фонотеки.
Количество времени, затрачиваемое на подбор по слуху, зависит от опыта преподавателя,
от его умения планировать свои занятия, а также от стадии обучения. И, конечно,
от развивающихся способностей учащегося.
Предполагаемый обязательный минимум для всех учащихся – 2–4 песни (мелодии) в год.
Чем больше, тем лучше. Объем требований сам говорит о методике ведения этого раздела обучения.
Заниматься с учеником надо систематически, периодически проверяя задания.
Репертуар: в основном это песни и танцы детского сада, детские, народные песни, мелодии
из мультфильмов, радио и телепередач, кино, эстрады, популярная песенная и танцевальная классика.
На зачете показывается одна мелодия, отметка за подбор по слуху учитывается наряду с другими
разделами «Программы творческого музицирования».
Подбор по слуху – центральный раздел «Программы творческого музицирования»,
практикуемой много лет в нашей школе. Овладение этим навыком каждым учеником облегчит ему –
профессионалу или любителю – освоение навыка импровизации, а по окончании школы позволит продолжить музицирование, подготовленное в школе на профессиональной основе.
Практические советы по подбору по слуху
С.Ю. Лихачев
Подбор по слуху легко начинать с анализа пьес, изучаемых в классе.
Преподаватель или концертмейстер с учеником анализируют гармонию и соотношения аккордов.
Особенно это актуально для одноголосных инструментов (духовых и струнных).
Игра по цифровке. В реальной жизни у подбора по слуху разные задачи.
Для аккомпанемента хору достаточно играть гармонию без мелодии, а для танцев важен темп и характер.
Всем учащимся музыкальных школ рекомендую изучить и освоить левую клавиатуру баяна или аккордеона –
в ней гениально расположены басы и аккорды, основные функции: Тоника, Субдоминанта, Доминанта,
Двойная доминанта и т.д.,
благодаря чему кварто-квинтовый круг становится более понятным. Подбирать по слуху и транспонировать
на этим инструментах гораздо проще, чем на других.
Преподаватель Сергей Лихачев проводит уроки и мастер-классы по подбору по слуху для
учащихся и преподавателей музыкальных школ, международной школы «Теремок» и Академии талантов.
Пример. Один любитель самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах:
синтезаторе, гитаре, блокфлейте. По нотам играет свою любимую песню «Осень» Ю. Шевчука неплохо,
а вот соло флейты не играет, потому что нет нот. А по слуху не может снять.
После урока с С. Лихачевым соло было записано на ноты: