Авторская школа      Новости       Ноты       Обучение       Семинары      Контакты
Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация в музыкальной школе
Детские сочинения
Уроки по баяну   Ноты для баяна
Уроки по аккордеону   Ноты для аккордеона
Уроки по гармони   Ноты для гармони

Подбор по слуху в ДМШ и ДШИ

Подбор по слуху – требование ФГТ
Цитаты видных музыкантов
Подбор по слуху в классе баяна и аккордеона
Практические советы по подбору по слуху

Подбор по слуху – обязательный навык обучения в ДМШ и ДШИ

Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям обучения в ДМШ и ДШИ и являются обязательными при ее реализации.

Данный минимум должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Навык подбора по слуху входит в требования по каждому музыкальному инструменту.

Подробнее:

Народные инструменты

Фортепиано

Струнные инструменты

Духовые и ударные инструменты

Цитаты видных музыкантов

А. Д. Алексеев, музыковед, профессор, доктор искусствоведения.

...Внутренний слух естественным путем развивается в процессе правильно протекающей работы над произведениями, их исполнения и транспозиция по памяти знакомых произведений, подбирание и игра по слуху, а также сочинение музыки (желательно не только за роялем, но и без него) и импровизации.

(См.: Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971.)

*  *  *  *  *

С. И. Савшинский, музыковед, профессор, методист.

Еще в недавнее время считали игру по слуху проявлением дилетантизма. Советская же педагогика высоко оценивает ее воспитательное значение, и обучение игре по слуху включено как обязательное в программу музыкальных школ. Приходится сожалеть о том, что дело сводится лишь к кратковременным и несистематизированным занятиям. Игра по слуху развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга.

(См.: Савшинский С. И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961.)

*  *  *  *  *

С. М. Мальцев, профессор, методист.

Для человека, умеющего играть по слуху, инструмент — друг, друг на всю жизнь. Любитель, имеющий достаточно развитый гармонический слух, — лучший тип слушателя наших концертных залов.

(См.: Мальцев С. М. Раннее обучение гармонии — путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1985. Вып. 2.)

*  *  *  *  *
Подбор по слуху в классе баяна и аккордеона

Ю.Я. Лихачев

Умение воспроизвести на инструменте музыку, звучащую в воображении или памяти, является ценным качеством музыканта-профессионала и музыканта-любителя любой специальности, в особенности это качество необходимо баянистам и аккордеонистам.

На важное значение этого умения обращали внимание многие выдающиеся музыканты – К. Черни, А. Рубинштейн, С. Савшинский и др.

В период становления баяна и аккордеона как концертных инструментов подбор по слуху был, в сущности, единственной формой обучения, чему во многом способствовала удобная для этой цели конструкция инструмента. С переходом обучения по нотам подбор по слуху был незаслуженно забыт, что негативно отразилось на музыкальном воспитании баянистов и аккордеонистов.

Многие известные баянисты и аккордеонисты СССР: Владимир Иванович Кузнецов, Иван Сергеевич Тихонов, Юрий Алексеевич Пешков, Виктор Петрович Власов, Юрий Яковлевич Лихачев и другие начинали знакомство с музыкой именно по слуху. И пусть в довоенные и послевоенные годы это объясняется отсутствием поблизости музыкальных школ, зато это была сильная мотивация для получения профессионального образования.

Задача современного музыкального образования – в полной мере использовать преимущества прогрессивного слухового метода обучения, основой которого является подбор по слуху.

Подбор по слуху развивает мелодический, гармонический и внутренний слух, дает возможность своевременно откликаться на музыкальные события, впечатления, переживания; пробуждает в ученике импровизационное начало и стремление к творчеству; способствует лучшей организации движений и уверенности в концертных выступлениях; ярче раскрывает музыкальные способности учащихся; активизирует их домашнюю работу; повышает интерес к музыкальным занятиям.

В музыкальной школе с учеником нужно заниматься музыкой, скучные и нудные упражнения, да еще со счетом вслух, отбивающие у детей охоту к учению, должны быть сведены к минимуму. Исходя из этого, подбиранием мелодий по слуху, как дающим быстрый музыкальный эффект, следует заниматься с первых же уроков как в донотный период, так и параллельно с изучением музыкальной грамоты, на протяжении всех лет обучения и со всеми без исключения учащимися.


Основные моменты в работе над навыком:

1. Ученик должен хорошо представлять подбираемую мелодию, желательно ее спеть (но не обязательно). Как показывает практика, ученики чаще всего с радостью откликаются на задание по подбору. Нередко сам ученик просит помочь ему подобрать песню, мелодию которой он уже знает. Если такого желания нет, то преподаватель должен помочь ему в этом, заинтересовать какой-либо мелодией, песней, выучив ее с ним на инструменте, обойдясь без нот (c голоса или рук).

2. Первые мелодии для подбирания по слуху несложные, в пределах одной позиции правой руки. Необходим анализ мелодии – грустная – веселая, медленная – быстрая, тихая – громкая; ее развитие – движение поступенное или скачками; ритмическое строение и т. д. Мелодия должна быть подобрана по возможности точно, однако небольшие несущественные отклонения допустимы, как иногда одну и ту же песню, особенно народную, разные певцы исполняют, несколько изменяя ее на свой манер.

3. Как только ученик научится уверенно подбирать мелодию правой рукой, так нужно переходить к гармонизации. В начале гармонизация может быть простейшей функционально – T–D–T, или T–S–D–T, и ритмически. Постепенно усложняясь, к концу обучения она должна представлять собой более сложную формулу, включающую обращения различных аккордов и сложные ритмические басо-аккордовые фигурации. Готовые басы и аккорды инструментов, расположенные по квинтовому кругу тональностей, неоценимое подспорье для гармонизации мелодии.

4. Записывать мелодию и гармонизацию желательно, но не обязательно. Принцип записи – мелодия пишется на одной строке, а сверху цифровка как в песенниках, выпускаемых издательствами.

5. На протяжении всех лет обучения преподаватель оказывает учащемуся систематическую помощь: в уточнении мелодии, в правильной гармонизации и записи цифровки, в организации движений и подборе рациональной аппликатуры, в оттенках исполнения и, наконец, в подборе репертуара и воспитании вкуса. Оказание такой помощи учащемуся будет в свою очередь стимулировать рост мастерства преподавателя, побуждать его к самосовершенствованию, к расширению своего песенного кругозора, пополнению своей библиотеки и фонотеки.

Количество времени, затрачиваемое на подбор по слуху, зависит от опыта преподавателя, от его умения планировать свои занятия, а также от стадии обучения. И, конечно, от развивающихся способностей учащегося.

Предполагаемый обязательный минимум для всех учащихся – 2–4 песни (мелодии) в год. Чем больше, тем лучше. Объем требований сам говорит о методике ведения этого раздела обучения. Заниматься с учеником надо систематически, периодически проверяя задания.

Репертуар: в основном это песни и танцы детского сада, детские, народные песни, мелодии из мультфильмов, радио и телепередач, кино, эстрады, популярная песенная и танцевальная классика.

На зачете показывается одна мелодия, отметка за подбор по слуху учитывается наряду с другими разделами «Программы творческого музицирования».

Подбор по слуху – центральный раздел «Программы творческого музицирования», практикуемой много лет в нашей школе. Овладение этим навыком каждым учеником облегчит ему – профессионалу или любителю – освоение навыка импровизации, а по окончании школы позволит продолжить музицирование, подготовленное в школе на профессиональной основе.

Практические советы по подбору по слуху

С.Ю. Лихачев

Подбор по слуху легко начинать с анализа пьес, изучаемых в классе. Преподаватель или концертмейстер с учеником анализируют гармонию и соотношения аккордов. Особенно это актуально для одноголосных инструментов (духовых и струнных).

Игра по цифровке. В реальной жизни у подбора по слуху разные задачи. Для аккомпанемента хору достаточно играть гармонию без мелодии, а для танцев важен темп и характер.

Всем учащимся музыкальных школ рекомендую изучить и освоить левую клавиатуру баяна или аккордеона – в ней гениально расположены басы и аккорды, основные функции: Тоника, Субдоминанта, Доминанта, Двойная доминанта и т.д., благодаря чему кварто-квинтовый круг становится более понятным. Подбирать по слуху и транспонировать на этим инструментах гораздо проще, чем на других.

Левая клавиатура аккордеона и баяна. Сергей Лихачев

Преподаватель Сергей Лихачев проводит уроки и мастер-классы по подбору по слуху для учащихся и преподавателей музыкальных школ, международной школы «Теремок» и Академии талантов.

Пример. Один любитель самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах: синтезаторе, гитаре, блокфлейте. По нотам играет свою любимую песню «Осень» Ю. Шевчука неплохо, а вот соло флейты не играет, потому что нет нот. А по слуху не может снять. После урока с С. Лихачевым соло было записано на ноты:

Юрий Яковлевич Лихачев. Авторская методика преподавания в музыкальной школе
Яндекс.Метрика